Антиоффшорное законодательство

Представляем  краткий  обзор и ответы на часто задаваемые  вопросы относительно вступившего в силу нового  закона  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ (далее – Закон).

Часто задаваемые вопросы относительно антиоффшорного законодательства (Закона о КИК)

Краткий обзор антиоффшорного законодательства (Закона о КИК)

В связи с невнятным наименованием данного закона в печати очень часто его называют следующими неофициальными названиями: «Антиоффшорный закон», «Закон о деоффшоризации» или «Закон о контролируемых иностранных компаниях (закон о КИК)».

Законом внесены уникальные, ранее не имеющие аналогов в российском законодательстве понятия и определения, а также очень существенные изменения в Налоговый кодекс РФ, направленные на то, чтобы обеспечить уплату налогов с прибыли иностранных компаний (КИК), контролируемых российскими резидентами, в российский бюджет по российским правилам.

Несмотря на то, что закон о деоффшоризации не запрещает российским гражданам и юридическим лицам учреждать, владеть, контролировать иностранные (в том числе оффшорные) компании и получать от них прибыль, он предусматривает целый ряд обязанностей налогоплательщиков – резидентов РФ, связанных с таким учреждением, владением, контролем и получением прибыли, а также ответственность за их неисполнение.

Законодательство о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК) в похожих вариантах существует во многих (преимущественно развитых) странах, среди которых Австралия, Аргентина, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Индонезия, Испания, Италия, Канада, Китай, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, США, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, ЮАР, Южная Корея, Япония. С 2015 года к таким странам присоединилась и Россия.

Рассматриваемый Закон впервые:

Изменения в НК РФ вступили в силу с 1 января 2015 года.

Положения главы 3.4 НК РФ («Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица») применяются при определении налоговой базы по соответствующим российским налогам (НДФЛ либо налогу на прибыль) в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2015 году.

В июне 2015 года в нормы НК РФ о контролируемых иностранных компаниях был внесен первый крупный пакет изменений (Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ), большинство из этих изменений упростили и облегчили процедуру для владельцев.

В заключении к настоящему краткому обзору закона о КИК хотелось бы отметить, что настоящий закон не вводит запретов на использование оффшорных компаний в деятельности российских резидентов, однако создает определенные сложности в этой деятельности. Все ранее наработанные, привычные схемы требуют серьезной ревизии и аудита на предмет их законности и потенциальных рисков которые они несут для владельцев оффшорных компаний. Новые схемы необходимо предварительно согласовывать со специалистами.

Наша компания имеет большой опыт в создании легальных схем налоговой оптимизации и с готовностью найдет решение для самых сложных и запутанных случаев.